Думаем, что над этим стоит подумать…
(друзьям вайнахам и всем, кто встал на путь раздора…)

Дорогие друзья, это письмо не написано для каких-то разборок и прочих обид – оно написано для того, чтобы напомнить нам всем, что мы кавказцы и что прежде чем переступить, сначала стоит подумать не нанесу ли я ущерб моему соседу и брату по крови, не стану ли причиной для осуществления каких-то чужих, неблагочестивых замыслов, ибо совсем недавнее прошлое преподало всем нам уроки такой необдуманной оплошности.
Просто пришло время когда не надо умалчивать то, что волнует – в данном случае нас двоих – вайнахов и грузин/грузин и вайнахов. Думаем, что не надо ждать, когда наши исторические братья и соседи вайнахи сами проявят добрую волю, чтобы разобраться в правоте или неправоте своих собственных убеждений, которые в данном случае, касаемы наших цова-тушин (бацби). И если учесть, что этот вопрос одновременно уже становится и вопросом государственного интереса, то будет понятна наша такая озабоченность.
Тушетия – это регион Грузии, где из покон веков живёт наше, грузинское население, имеющее свои историчеcкие корни, генетику, духовное начало, самосознание, свою историю и, наконец – свой менталитет т.е. всё то, что в науке называется идентичностью.
Если мы внимательно приглядимся к сегодняшним новым технологиям, то заметим, что они направлены на то, чтобы человека превратить в некое аморфное создание без рода и племени, которому будут безразличны все ценности, которые составляют основу, в первую очередь, понятия родина. Мы имеем ввиду очень модное тестирование на ДНК, которым так наивно стали верить все, особенно те, которые живут вне дома и, с позиции общеевропейских или как хотите их назовите, считают, что в зависимости от анализов ДНК можно в одночасье изъять чувство родины и самоидентичности и жить, согласно какой-то далёкой от человека информации. Весь этот ажиотаж оправдывается тем, что намерения очень благородны, т.к. всем даётся возможность найти свои корни.
Но позвольте, если эти корни и понимание родины – память предков, причастность к крови, сязанной с землёй, где покоится их прах и чувство самоидентичности у человека уже есть – гуманно ли (в собственных – а здесь скорей чужих интересах) навязывать ему какие-то новые сведения, от которых он далёк и отрицает напрочь?.. Думаем, что в первую очередь это ущемляет его права, ибо всякий волен разобраться в своей генетике и идентичности сам. Как правило, такой вопрос волнует ущемлённых в этом вопросе людей и им надо самоутвердиться. А тот, который самодостаточен – родился и живёт в стране, где его исторические корни, где его духовный мир, язык и менталитет прямо пропорциональны его самоидентичности – поверьте, эти вопросы не волнуют никак.
Мы имеем ввиду очень деликатный вопрос, которым в последнее время занялись некоторые из наших друзей вайнахов в отношении цова-тушин (бацби), которым ну, скажем так – советуют тестирования, убеждая их в том, что они бацби (т.е. цова-тушины) ближе – к вайнахам, чем к грузинам (как традиционно они себя воспринимают). Для этой цели они открыли даже сайт «Чеченцы, ингуши, бацбийцы», почему-то самовольно отторгнув термин бацби от термина цова-тушин, который обозначает один и тот же народ. Думаем, что это некорректно, ибо термин бацбиец является самоназванием цова-тушинца на его домашнем языке и изъятие его из грузинского лингво-социального ареала никак не оправдано.
Напоминать наше прошлое, которое мы достойно пронесли через века не стоит – о них все прекрасно знаем и этим даже всегда бравируем – и вайнахи, и грузины, хотя этот казус заставляет призадуматься… Эта практика характерна для наших соседей армян, которые то приписали себе Шота Руставели, назвав его Ашотом Руставеляном, то поют грузинские песни на армянском языке, выдавая их за армянские, а в последний раз станцевали грузинский танец «Садарбазо» гениального Захария Палиашвили и назвали его армянским свадебным танцем. С армянами – понятно: они в такой форме хотят самоутвердиться и таким способом преодолевают свои старые комплексы. Возможно поэтому мы стараемся их не воспринимать в серьёз. Но… в отношениях наших двух народов – грузин и вайнахов, думаем, что просто невообразимо и, право же – недопустимо!..
Всё это вынуждает нас внести ясность в вопросы, которые давно казалось бы, исследованы и предельно ясны, но на данном этапе получили другой расклад, который реально недооценив, может приности беду всем, самим того не ведая.
Вот эти вопросы:
О терминах тушин, цова-тушин и бацби: тушин – обозначает регион Грузии, назваемой Тушетия (подобно сван-у или мегрел-у, проживающим в Сванетии и Мегрелии), цова-тушин – обозначает население той части Тушети, которая из черырёх исторических Обществ Тушети (Цовата, Пирикити, Гомецари и Чагма) относится к Цовата; на сегодняшний день всё население сохранилось как цова- тушины и чагма-тушины (ср., так же, как верхние сваны (груз. земо сванеби) и нижние сваны (квемо сванеби) и, наконец бацби – это самоназвание цова-тушин на цова-тушинском языке (так же, как мушван (у сванов), маргал (у мегрелов), нохчи или аьккхий – у чеченцев), т.е. каждый из этих терминов имеет своё назначение: регион Грузии, территория расселения и этноним которым обращаются друг к другу на домашнем языке. Все эти термины обозначают одно население сегодняшнего с. Земо-Алвани Грузии – все они древние и сопровождают их с древних пор.
Термины ц1ова и баца – это звенья одной цепи и происходят из ц1о../ц1а…(см. статью Б. Шавхелишвили «Ещё раз о терминах туши, цова-туши и бацби»), а термин туш-и от груз. мта «гора» > *мт-у-ш-и, где при его образовании мн.ч. суф. –ш, закономерно редуцировал изначальный –м и сфоримровался как термин туш-и.
Исторически выделение термина бацби/бацбийский, как лингвистического термина, думаем, что было неоправдано, т.к. наделение узкосоциального термина бацби лингвистическими полномочиями, впоследствии вызвало неразбериху (не назван же язык сванов – мушванским или мегрельцев – маргальским, или чеченский – нохчинским, как они используются в приватной беседе). Использовав, к примеру, чечен и нохчи (или аьккхий, ичкерий и т.д.) как независимые термины (как это делают с цова-туши и бацби – и надеемся, что не преднамеренно!.), мы допустили бы большую ошибку, отторгнув их от одного единого этноса чеченцев и разделив на две этно-лингвистические единицы – чеченцев и нохчинцев; ну, а если бы поставили их в ряд грузинских (картвельских) регионалных терминов – нанесли бы большое оскарбление самим чеченцам, т.к. это было бы воспринято как присвоение их собственного термина ближайшими соседями (вместе с их культурой и историей).
Лингвистическое родство цова-тушинского (бацьийского) языка с вайнахскими никто не отрицает – на научном уровне они мирно исследуются. В тех же вайнахских языках очень много грузинских и др.-грузинских реалий – они уходят в глубь истории и это общие ценности для обоих народов. Думаем, что надо осмыслить главное: язык – это средство коммуникации и это данность, которая, как благой подарок, оставлен нам предками – его надо только оберегать, сохранять и исследовать, ибо являясь ещё и памятью цивилизации, он каждый раз открывает много для всех нас неведомых истин. Давайте же работать в этом направлении, а не помогать кому-то в уничтожении таких древних цивилизаций, как языки и культура в данном случае – Грузии, ведь не секрет, что они являются стержневыми для всего населения Кавказа, а сама страна – своеобразным его историческим оплотом.
И ещё: когда идёт трансформация одной формы языка в другую (как это произошло с др.-грузинским и грузинским) и этот процесс происходит с волеизъявления государственных канонов, то это вполне закономерный процесс и эти обе формы одинаково дороги его населению; однако, когда язык не находится под охраной соответствующих структур ввиду его негосударственной значимости, то начинается манипуляция языком в угоду каким-то политическим замыслам – это сначала ставит под угрозу жизнеспособность языка, а затем затрагивает и государственные интересы. Именно так сегодня происходит с языком цова-тушин, который почему-то стал «яблоком раздора» для вайнахов – хотя уже давно не секрет, что цова-тушины являются одним из неоспоримых представителей древних культур грузинской цивилизации.
Для полной ясности приведём цитату из высказываний П.К. Услара (XIXв.) о языке цова-тушин(бацби): «В верховьях реки Алазани, живут тушины, называющие себя цова-тушами и бацби одновременно… Если действительно туски, которых Птоломей (кн. гл. 9) по сути, считает тушинами, то разветвление произошло по крайней мере веков за 18 тому назад. Нет надобности говорить, что столько же странно было бы считать тушинский язык за исторический нохчий, как считать язык нохчий за испорченный тушинский – это то же, что считать французский язык за испорченный итальянский и наоборот. Таким образом, всё сказанное выше о наречиях чеченского языка и возможность свести их в один общий письменный язык, нисколько не распространяется на язык тушинский» (2.- 3).
По-видимому, этот вывод автора был обусловлен тем, что хорошо зная чеченский язык (П. Услар, «Чеченский язык» -1888г.), в цова-тушинском языке он рассмотрел большой пласт др.-грузинских и грузинских языковых реалий и хорошо был осведомлён в истории и самоидентичности его носителей.
Были бы другие времена, возможно этот казус наших друзей и ближайших соседей вайнахов и не вызвал бы каких-либо эмоций и вопросов с нашей стороны, но у нас за плечами недавние войны, которые по той же причине, когда мы не обратили внимание на активное использование термина абхаз (который тоже исторический термин, обозначавший грузин одного из его регионов Грузии) был активно использован заселявшими территорию Абхазии абсуйцами и абазинцами для самоидентификации, и мы – грузины, понадеевшись на те же историчесикие братские узы, которые не могли допуситить вмешательства сил, чуждых для нас обоих – пришли к противостояниям, которые сейчас имеем: наша историческая территория захвачена третьей силой и её не контролируют ни сегодняшние абхазцы, ни истрические грузины… Здесь вина ложиться на обе стороны – одни не думали, а другие не предполагали, что можно иметь у себя под боком столько врагов и провокаторов…
Но вышло – как вышло. Это – первый урок, который мы, грузины вынесли из последних событий. А в данном, конкретном случае мы полагаем, что такой маленький казус, как манипуляция терминами цова-туши // бацби, в будущем может быть использован против всех – и грузин, и вайнахов (не вмешивая в это даже их самих…).
Об этногенезисе цова-тушин (бацби):– «Язык несомненно играет большую роль в процессе исследования этнической принадлежности любого этноса. Однако не надо забывать и о том, чтобы обосновать эту этническую принадлежность вместе с их языковыми данными, необходимо привлечь широкий спектр культурно-исторических справок, где, как правило, на первый план выдвигаются характеристики, связанные с их хозяйственной деятельностью и бытом; на их основе выявляются материальная культура и социальная и духовная жизнь той или иной группы людей, т.е. культура и быт в его широком понимании, которые и определяют этническое единство. Как отмечает проф. Вал. Итонишвили «…в этом вопросе никакой разницы между цова-тушинами и чагма-тушинами нет. В результате долгих исследований можно смело утверждать, что у представителей всех тушин (цова и чагма) прослеживаются общие традиции (свадьба, похороны, побратимство, семейные традиции и иерархия в семье и т.д.) и общий менталитет; все они приверженцы христианской православной церкви со дня крещения Грузии» (проф. Вал. Итонишвили). Многие учёные каснулись вопроса происхождения цова-тушин (Вахушти Багратиони, акад. Ив. Джавахишвили, акад. Ак. Шанидзе, проф. Вал. Итонишвили, проф. А. Шавхелишвили, проф. Г. Коранашвили и др.), но ни один из них не усомнился в их грузинских корнях» (акад. М. Лордкипанидзе, чл.кор АН Л. Чилашвили, чл.кор. АН Г. Джорбенадзе, проф. М. Абдушелишвили, проф. Г. Гасвиани и др.).
Вопрос происхождения напрямую связан с вопросом антропологии и по исследованиям, проведённым проф. М. Абдушелишвили антропологические данные свидетельствуют о том, что цова-тушины (бацби) относятся к картвельской группе. «Если для определения этнического самоопределения данные антропологии главенствующую роль не играют, то для обозначения происхождения индивида, определения его родственного архитипа – они играют решающую роль. Поэтому данные антропологии, которые были выявлены в результате научных исследований, исключают негрузинскую генетику цова-тушин и материалы общедоступны» (Л. Шарашидзе «К антропологии цова-тушин» – Труды института экспериментальной морфологии, т. 8, Тб. 1960, с. 269).
«Вахушти Багратиони хорошо были известны все процессы, происходящие по обе стороны Кавказского хребта. Он описал многие из них – отметил и то, что из четырёх станов Тушети (Цова, Пирикити, Гомецари, Чагма) жители Цова и Парсмани (Пирикити) «говорят языком смешанным с кистами», но ни в коей мере не ставит под сомнение их грузинскую идентичность. Вахушти – деятель XVIIIв., поэтому любые сведения о миграционных процессах, связанных с цова-тушинами и их этнических связях с другими племенами наверняка ему были бы известны и он не стал бы их игнорировать, т.к. у него описаны передвижения двалов и чарталинцев, напор со стороны осетин и шаткость мировосприятия абхазских феодалов и т.д.» (проф. Л. Тухашвили, Г. Коранашвили, Вал. Итонишвили) и т.д.
Об истрическом прошлом цова-тушин (бацби) – о территориальном проживании тушин: истрически тушины проживали в Тушети и разделялись на Общества – Цовата, Пирикити, Гомецари и Чагма; Вахушти Багратиони их называет «кахетинскими тушинами», которые имея большие стада домашнего скота, летом живут в горах и пасут там свои стада, а зимой – на равнине, поэтому подчиняются Кахети» (Вахушти, стр. 104). Их интенсивные связи с Кахети были обусловлены в особенности тем, что имели много овец и являлись хорошими знатоками этой отрасли – выведение тушинской овцы связано именно с ними и датируется 1 в. н.э. В те времена всё население именовалось тушинами, но по старой традиции овцеводством занимались тушины Обществ Цова и частью Пирикити (количество овец доходило до 78 000 только среди цовцев).
Согласно камеральной переписи XIXв. всё население Тушети (Обществ Цовата, Пирикити, Гомецари, Чагма) тоже обозначается термином туши – так, к примеру, в переписи 1831 г. указано, что в сёлах Общества Цовата проживают государственные крестьяне, православные христиане, тушины, кроме трёх семей кистинцев. По сведениям Д. Зубарева (первая пол. XIXв.) в Тушети проживало 967 семей – из них только в четырёх сёлах Цовата – 273 семьи; кистинские семьи отмечаются в обязательном порядке – и некоторых сёлах их всего две-три. Т.е. всё население – однородно, с единой верой, с грузинскими именами и фамилиями, которые даны с тех пор, как Грузия ввела этот код.
Территория Тушети была заселена ещё в начале н.э., тушины фигурируют во всех событиях, связанных с Грузией: цобоны (тушины – цова) вместе с колхами и гудамакарцами сопровождают Святую Нино, когда она приходит в Грузию для распространения христианства, они участвуют во всех освободительных войнах (при царе Арчиле (668-718г.г), при царице Тамар (XII-XIIIв.в.) – во всех походах находятся в авангарде всех сражений, при царе Леване (1520-1574г.г.) они вместе с пшавами и хевсурами учавствуют в дипломатических встречах и переговорах грузинских и российских правителей, они участники «Бахтрионского сражения» (1659г.) в освободительной войне против туркманов, участвуют в «Аспиндзском сражении» (1770г.) в войне с персами и во всех сражениях с туркамии в «Крымской войне» (кон. XVIII-нач. XIX в.в.) и т.д. – везде поименно перечисляются герои, прославивишие доблесть грузинкого воина – и среди них много фамилий из Тушетской Цовата (Швелаидзе, Цискаришвили, Бобгиашвили, Дилридзе, Куисшвили, Гулухаидзе, Чкопишвили, Ушараули, Эдишеридзе, Манчараули много других); с тех пор, как обозначилась государственность Грузии, они находятся в непосредственной охране как царского престола, так и государственных управленческих структур, строят святые храмы и молебни, находятся в первых рядах рапространения христианской религии и просвещения; овцеводство приносит большие доходы не только самим тушинам, но и государству, т.к. часто ими заполняется казна и при необходимости выплачивается дань поработителям Грузии, которых было много на протяжении целых столетий; с тех пор, как Грузия очертила государственные границы и ввела контроль – охрана её северных границ доверена туш-пшав-хевсурам. Раскопки 1921 г., проведённые в с. Царо (Тушетской Цовата) свидетельсвуют о том, что в 7 в. н.э. здесь уже были захоронения, а раскопки проведённые при проф. С. Макалатия в 1933г. захоронения датируют 8-9 в.в н.э. – и они тоже были проведены в Цовата (С. Макалатиа, «Тушети» – 1933).
После всего перечисленного, думаем, что не должно остаться сомнений в том, что население Тушетской Цовата – местные аборигены, так же как всего региона Тушети.
А по большому счёту, исторически «…народы и этносы в своей массе не могут представлять генетически однородную массу – они могут объединяться в группы, которые по определённым параметрам антропологии, самоидентификации и ментальности – схожи. Будем очень признательны, если кто-то найдёт таких на всём Земном шаре. И в нашем случае, когда этносы определились в «грузинов» и «негрузинов», обозначилась их идентичность – с тех пор они все грузины и утверждения о том, что грузинское население говорит на различных языках и говорах и имеют регинальные и внутриязыковые символичные обозначения ввиде разных терминов – это не аргумент для их деления. В противном случае – это не научно и требует веского обоснования» (акад. М. Лордкипанидзе, акад. Д. Мусхелишвили и др.)
И ещё: этническая идентичность каждого лица определяется его национальным самосознанием. Этот феномен очень хрупок и он требует тактического обращения. Становление и развитие самосознания зависит от исторических и культурно-политических факторов – а в данном, конкретном случае цова-тушины (бацби) себя считают грузинами и генетически, и ментально – и с этим надо считаться. Грузинами их считает и всё грузинское население – это тоже не требует особого научного обоснования. Даже акад. Арн. Чикобва, включая цова-тушинский (бацбийский) язык в нахскую группу, сделал такое примечание – «сами себя считают грузинами.
Мы уверенны, что всё это плод деяния отдельной группы людей, а не вайнахского населения в целом. Грузины чеченцев и ингушей издревле воспринимают как один из самых близких и надёжных соседей – и это доказала вся наша общая история. Сожалеем, что об этом приходится напоминать…
Мы всегда ревностно оберегали наши общие ценности, ибо понимали, что в противном случае будущего у тех, кто играет в чужие «игры» не может быть. Эти ценности мы с большим трудом уберегли и сохранили на протяжении многих столетий и передали последующим поколениям. Сейчас они могут исчезнуть в одночасье, если мы не проявим осторожность. Их истиные исторические хранители – созидатели нашего общего кавказского очага – разгорание огня в очаге допускали только в целях добрососедской, братской общей трапезы, пока не вмешались третьи силы, со своими собственными интересами, которые к сожалению, так успешно воплащают их в жизнь на наших же глазах.
Исходя из краткого диалогов из интеренет-сетей, где респоденты не чуждаются упрёков в адрес цова-тушин (бацби) – мол почему они пытаются скрыть свои корни, почему они стесняются своего истиного происхождения, надо мол сделать тестирование и успокоится наконец и т.д., у нас появились сомнения, что этим кто-то руководит, заинтересованный в этом вопросе – и этот интерес нездоровый, ибо самих цова-тушин этот вопрос точно не волнует и за помощью они ни к кому не обращались, а имея за плечами такую колоритную историю и культуру – разве только гордятся ими!..
Патрик Серио в своё время, как-то в будучи с лекционным циклом в Институте лингвистики Грузии и ТГУ им. Джавахишвили отметил, что до начала «Балканского кризиса», в бывшую Югославию были делигированы диалектологии со всего мира, чтобы они составили диалектологический атлас и на месте сами отчертили политические границы. Может и здесь начало такого процесса?
Поэтому у нас, тоже появились свои вопросы: кому и зачем понадобилось заниматься такими экспериментами – в данном случае приписывать бацби к чеченцам и ингушам (см. сайт Руслана Хасханова «Чеченцы, ингуши, бацбийцы»)?.
Если бы это было сделано в рамках грузино-вайнахского братства и вместе с чеченцами, ингушами внесли картвелов (по их регионам) вместе с цова-тушинами (бацби) – ещё понятно, но когда за этим следует другой т.н. казус – когда на одном из каналов Грузии проходит сюжет о том, что в грузинском селе Земо-Алвани живут ингуши-христиане, называемые бацбийцами или поднявшись в Тушетскую Цовата кистинцы размахивают чеченский флаг (благо бы – вместе с грузинским!).
А наш главный вопрос состоит вот в чём: у вас, у наших друзей и соседей вайнахов зародилась мысль манипулируя термином бацби, отторгнуть часть грузинской истории и этнокультуры в Тушети и для этого решили использовать цова-тушин?. В Грузии, сожалению, сейчас много таких, которые уж очень нуждаются материально и чтобы выжить, не задумываясь за деньги могут исполнить любой чужой заказ, поэтому если вы найдёте несведущих в этом вопросе «своих т.н. сторонников» – мы не удивимся, т.к. этот процесс тоже уже начат (хотите через интернет, хотите наездами в тушинские сёла)! Но наверно надо уяснить всем – просто третьей силе понадобился ещё один повод, чтобы снова вовлечь наши кавказские народы в войну и тем самым, под мантией миротворцев, снова найти собственную прибыль… В подтверждение наших вопросов ответы идут уже сами собой: так, в «Википедия» лежит т.н. новость о том, что среди цова-тушин (бацбийцев) сейчас идут разногласия по поводу их этнической принадлежности. Хотя, на самом деле, этого нет и быть не может! – Это снова чьё-то желание, чтобы на самом деле это случилось…
Ясно одно, что любые подобные поползновения не кончаются добром ни для одной стороны (пример тому ненешние Абхазия и Осетия) и если в конце-концов они направлены на разложение Грузии, то под обломками окажутся те силы, которые этому способствуют.
Мы обращаемся к вайнахам: всем нам вполне достаточно тех беды, которые ещё кровоточат – депортация и геноцид вайнахов, две войны в Чечне, осетино-ингушские столкновения и тысячи жертв, свержение законной власти Грузии, войны в Абхазии и Цхинвальском регионе с участием северокавказских наемников, забывших даже свои корни, репрессий небывалого масштаба в Грузии… Мы, кавказские народы не имеем права находиться друг с другом в противостоянии даже по мелочам, а ковырять и разлагать единство наших народов просто недопустимо… В условиях, когда перед нами целые горы проблем, мы должны искать пути, идущие не к противостоянию, а к единению и взамопомощи.
Давайте учитывать и уважать коллективное самосознание всех цова-тушин (бацби), веками считающих себя не вайнахами, а неотьемленой частью грузинского народа – тем более, когда их негрузинское происхождение не подтверждается ни одним письменным источником. Не секрет, что результаты генетических исследований на основе анализа крови отнюдь не общепризнаны и ставят много вопросительных знаков. Главный его недостаток в том, что, как говорят сами же приверженцы этого направления, «Генетическая наука очень быстро развивается и то, что сегодня кажется истиной, завтра, в свете новых знаний, может оказаться заблуждением. Точно так же – появление новой научной информации может изменить кардинально или только подкорректировать наши современные представления об этногенезе нахских народов…». Думаем, понятно, что вмешательство в единство соседнего вам народа на основе таких шатких псевдо-научных исследований – крайне не научно и, простите – может быть раценено, как желание спровоцировать новые конфликты. Но опять-таки – в чьи интересы это входит?. Давайте вместе об этом думать.
И наконец: здесь в интернет-сетях пишут, что Грузия будет сильной в том случае, если сильным будет Северный Кавказ… Мы искренне желаем им всех благ и полного процветания, но думаем, что не надо забывать и тезис наших предков-кавказцев, который гласил: держитесь за Грузию – если она погибнет, то погибнет весь Кавказ…

1.Бела Шавхелишвили, пригл. проф. Сухумского гос. университета, канд. фил. наук.
2.Теймураз Гванцеладзе, проф. Сухумского государственного университета, лауриат  премииим. Гиоргия Шервашидзе
3.Манана Табидзе, проф. Грузинского унивеситета им. Андрея Первозанного

***(это письмо написано не для полемики; мы попытались удовлетворить интерес широкой аудитории, не имеющей доступ к реальным источникам и внести определённую ясность в постановке волнующих нас обеих сторон вопросов)

About lotir

my hobby
This entry was posted in თუშები. Bookmark the permalink.

დატოვე კომენტარი